Я сначала думала выпустить юбилейный пост с разными фактами и статистикой, но, просмотрев съемку десятилетней давности, поняла, не могу не поделиться тем, что осталось за кадром и около официальных фотографий. Эмоции - вот главный фактор! Вот, что движет всем!
Ниже будет очень много картинок. Я почти ничего не кадрировала, боясь "отрезать" людей, которые могли бы сейчас себя найти на этих фотографиях.
Можно просто пролистать, а можно окунуться в процесс и вспомнить, как всё было.
В репортаже использованы мои фотографии и Сергея Пашковского.
UPD
Ещё несколько фотографий от Сергея Пашковского, за день до.
Нос "Буратино" на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу. Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.
3
Это штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одно из его названий - система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушной и вертикальной скорости, давлении и к далее. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток. Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата
4
5
Денис Рахимов.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
СОБЫТИЯ 19 МАЯ В ХРОНОЛОГИИ
Цех окончательной сборки, половина девятого утра, борт готовят к первому полёту.
28
Видеооператоры собирают ролик - предыдущие два дня снимали пробежку и отрыв передней стойки шасси.
29
Последние приготовления.30
Цех ещё только "оформляют", видны технические отсеки.
31
32
Виктор Меркулов и Александр Пекарш - бывший и действующие генеральные директора КнААПО (ныне КнААЗ).
33
Внутренняя обшивка.
34
35
На месте земли уже давно оборудованная площадка для испытаний.
36
Под носом самолёта Катя Бюшгенс (ГСС) общается с заместителем гендиректора "Сухого" Владимиром Присяжнюком...
37
Заправка.
38
В автобусе французские специалисты Power Jet (двигатели).
39
40
Тягач.
41
Народ гоняет мяч в ожидании.42
Ожидание утомительно...
43
44
Подгоняют мотогондолу (обтекатель двигателя SAM-146)/
45
46
Опять ждём.
47
Михаил Погосян пришёл, пролез под ленточкой.
В то время Михаил Асланович занимал пост вице-президента ОАК ("Объединённая авиастроительная корпорация").
48
Для личного архива.
49
Субботин и Погосян.
50
51
52
Техники и инженерный состав вокруг самолёта.
53
54
Мне тоже интересно)
55
56
Гендир ГСС Виктор Субботин и Михаил Погосян осматривают борт.
57
58
Батюшка пришёл освящать.
59
60
Сергей Палыч Пашковский в поиске ракурса.
61
Съёмка с двух сторон - я в оранжевой куртке под самолётом.
62
63
Техникам тоже "досталось", они настроены скептически.
64
Тем временем...
65
Событие, конечно, очень значимое для завода.
66
И очень волнительное.
67
68
69
Пришли лётчики-испытатели Александр Яблонцев и Леонид Чикунов, докладывают, Погосян здоровается и желает.
70
В кадре заместитель начальника летно-испытательного комплекса Николай Мартыщенко и вице-президент ГСС по сертификации Игорь Виноградов.
71
Техсостав ждёт.
72
Завод ждёт... Работа остановилась...
73
74
75
76
77
78
79
80
"Путёвка в жизнь"
81
Тут уже снимала из автобуса, нас повезли к полосе на точки съемки.
Народ провожает машину.
82
Фото Сергея Пашковского.
83
Вот он, справа. Как обычно, занял лучшую точку для съемки.
84
Начинается ожидание взлёта. Рядом с Суперджетом стоит Су-27, который собирается его сопровождать и с которого будет вестись техническая съемка.
85
Крыша ЦОС.
86
Все же работа на заводе не остановилась, вот идёт погрузка Сушек в "Руслан".
87
Также идут плановые испытательные полёты.
88
Ждём...
89
Чтобы не мешать друг другу, прячемся около щитов.
90
Все застыли в напряжённом ожидании...
91
Прошёл час.
92
Погосян решил размяться.
93
Через полтора часа самолёт пошёл выруливать один, без сопровождения. Видимо, что-то пошло не так.
94
Разбег.
95
На носу "буратино" - это датчики измерения скорости и т.п.
96
Я плохо рассчитала точку, взлёт оказался гораздо дальше
97
Отрыв! Время 8:48 МСК или 15:48 по Комсомольску-на-Амуре.
98
Фото Сергея Пашковского.
99
Ушёл в зону.
100
Через полчаса после взлёта SSJ в небо поднялся Су-17 - самолёт сопровождения.
101
А на заводе продолжаются плановые полёты.
102
Через какое-то время Суперджет показался и прошел на большой высоте над заводом.
Мусор специально не удаляла и не кадрировала.
103
104
И опять ждать.
105
106
107
108
109
110
Прошло ещё полчаса. Показался!
111
И сделал ещё один проход.
112
Вместе с Су-17.
113
И опять скрылся в облаках (16:44).
114
Самые мучительные крайние 10 минут ожидания посадки.
115
16:53
116
117
Без кадрирования.
118
Одновременно меня тоже сфоткали.
119
120
121
Плюх на левое шасси.
122
123
124
УРРРРААААААААААААААААА!!!
125
126
127
И понеслись звонки.
128
Илюха тоже под впечатлением, но про работу не забывает ни на секунду.
129
Рулят к нам после посадки.
130
131
132
133
Пока борт заруливает, мы прыгаем в автобус и мчимся встречать выход лётчиков.
134
Успеваем вовремя, все тоже готовы.
135
Мы это сделали!!!
136
Вот такая машина!
137
138
139
140
1414
142
143
По традиции, лётчиков, впервые поднявших самолёт в небо, качают на руках.
144
"Шлем не уроните!"
145
146
Потом начинается неофициальная часть без отрыва от телефона.
147
148
Это был коньяк.
149
150
151
152
153
154
В центре в галстуке генеральный конструктор Суперджета Владимир Лавров.
155
Катя задаёт вопросы пилотам.
156
Вот, кстати, видео.
когда смотришь фотографии, всё кажется таким затянутым, но некоторые моменты настолько быстро пролетали, что даже трудно представить, как я там успевала во все сторны щёлкать...
https://www.youtube.com/watch?v=oALSm6HnnrE
157
158
Ребята, а есть кто-то, кто сейчас из этого состава работает с МС21?
159
160
Расходимся.
161
162
163
Цыпа-цыпа-цыпа...
164
Промахнулась с резкостью. С кем не бывает...
165
И всё-таки немного статистики добавлю.
Весной 2011 года компания Гражданские самолеты Сухого начала поставлять серийные самолеты в авиакомпании и на сегодняшний день Superjet 100 эксплуатируется в российских авиакомпаниях и госструктурах: Аэрофлот, Газпром авиа, Якутия, Ямал, ИрАэро, Азимут, МВД России, МЧС, СЛО Россия, РусДжет, а также в иностранных: Interjet (Мексика), CityJet (Ирландия), Королевские ВВС Таиланда.
С юбилеем, Суперджет! Люблю тебя!
UPD добавила ещё фото Пашковского в начале, ищите себя.
Не спеша подписываемся на мой Яндекс-дзен. Там всё то же самое, только без комментариев.
Если лень заходить в жежешечку, подписываемся на мой яндекс-дзен.
А также инстаграм самолётный и гламурно-котячий.
Journal information