Марина Лысцева (fotografersha) wrote,
Марина Лысцева
fotografersha

Categories:

10 лет со дня гибели Игоря Ткаченко

10 лет назад накануне открытия авиасалона МАКС-2009 погиб командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко.

В солнечный воскресный день во время тренировочного полёта в небе над Жуковским столкнулись два истребителя – Су-27УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко и Су-27, пилотом которого был Виталий Мельник.
IMG_5232



По неофициальным сведениям, незадолго до гибели Ткаченко собирался подать в отставку, но не успел.
24MA_0018



При столкновении все три пилота катапультировались, но командир «Витязей» погиб. Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек, одна женщина скончалась в больнице.

Несмотря на трагедию, МАКС не отложили, и 18 августа 2009 года в память о погибшем летчике авиасалон был открыт минутой молчания. На следующий день Ткаченко был похоронен на кладбище села Никольское около Кубинки, неподалеку от аэродромной стоянки «Русских витязей».




«Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне, однако впоследствии, 23 августа, МАКС всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру.
MAKS23_1641



Военными следователями по факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил полетов». Были изъяты обломки обоих Су, бортовые самописцы, техническая и полетная документация. Рассматривалось несколько возможных причин авиакатастрофы.

По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся.
По версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздух.
По версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта.
По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко. Об этой версии рассказывает во вчерашнем посте Александр Гарнаев.







Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью несколько десятков миллионов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.

Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.

IMG_0264


Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.
IMG_5171


В числе фигур, относящихся к высшему пилотажу, выполняемых «витязями», - «ножницы», «колокол», «петля Нестерова», «фонтан», косая петля. Он постоянно вместе со своей группой совершенствовал мастерство пилотажа и стремился превзойти лучших специалистов мира.

Знаменитый кубинский бриллиант.
IMG_2306




Фотографии с «Русскими Витязями» и Игорем Валентиновичем из моего архива.

6 августа 2004 перед полетами в Кубинке.
IMG_3958


На моей памяти это единственный раз, когда фотографов допустили снимать утренний брифинг в Кубинке.
IMG_3965


Воздушный поцелуй после посадки.
IMG_5133



МАКС-2005.
Игорь Шпак, Олег Ряполов, Виталий Мельник, Игорь Ткаченко, Александр Богдан, Олег Ерофеев.
IMG_0270




IMG_3501



IMG_3503


БНа банкете по поводу закрытия МАКС-2005.
Групповая с итальянцами, Сергеем Мельниковым, Светланой Капаниной и Кацухико Токунагой.
IMG_3457


В Кубинке 4 августа 2007.
070804 124



070804 MI 297



Совместная пресс-конференция с французскими летчиками на МАКС-2007.
24MA_0009


Слева директор пилотажной группы "Патруль де Франс" подполковник Тери Провэн.
24MA_0071




С руководством Авиасалона, Светлана Капанина на заднем плане.
23MA_1417



23MA_1426


На приёме по поводу закрытия авиасалона, 26 августа 2007.
26MA_3686


Справа Сергей Мельников, его нет с нами 9 лет.
26MA_3703



В тот день мы с толпой корреспондентов снимали с медиаплатформы тренировочные полеты.
Четыре самолета Су-27 "Русских витязей" и четверо "Стрижей" на МиГ-29 восьмеркой отлетали около 8 минут.
Время 11:52:03.
MAKS16_1855


После роспуска с МиГами Сушки отлетали вчетвером. 11:57:31.
MAKS16_1926


Отстрел и уход в зону ожидания на время работы "Стрижей"
MAKS16_1950


Борт ведущего 18 и ведомый 01.
11:59:38.
MAKS16_1956


12:02:24.
MAKS16_1965



Ведомый самолет, который пилотировал Виталий Мельник, догнал сверху самолет ведущего и снёс двигателем передний фонарь, где сидел Ткаченко. Сработавшая катапульта выбросила обоих пилотов, но парашют Ткаченко не раскрылся из-за того, что кресло было повреждено. Но к тому моменту он был уже мертв.
18 борт рухнул на дачный поселок Сосны, второй пилот Игорь Куриленко приземлился неподалеку на дерево, а тело Игоря Ткаченко нашли в чистом поле.

Самолет Игоря Шпака долго кружил над местом катастрофы. После посадки на нем были обнаружены серьезные повреждения от обломков.
MAKS16_2020


Через час на месте падения около поселка Захариха.
MAKS16_2113


Второй самолет упал в десяти километрах от первого в районе деревни Денежниково.
MAKS16_2134


Отломки от Су-27 разлетелись по соседним деревням.
MAKS16_2143


Некоторые очевидцы сразу после столкновения видели два оранжевых купола - это были отстрелившиеся тормозные парашюты.
MAKS16_2180


В Соснах самолет рухнул на жилой дом, хозяйка с множественными ожогами скончалась в больнице через несколько дней.
MAKS16_2238


На соседнем участке обгорелая обмотка и запекшиеся яблоки.
MAKS16_2579


На основании материалов уголовного дела, заведённого по факту аварии, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко. Уголовное дело было прекращено 27 апреля 2010 года в связи с гибелью фигуранта.
MAKS-2009 TASS 041



Игорь Ткаченко - летчик, который заслужил множество наград и званий: орден "За военные заслуги", орден Мужества, орден "За отличие в военной службе", звание Заслуженного военного летчика и Героя Российской Федерации (последнее было присуждено посмертно в 2009 году).

Светлая память Лётчику.



Tags: катастрофа, летчик, память, русские витязи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про меня

    Марина Лысцева Авиационный фотограф, который учится фотографировать не только самолёты. Здесь вы можете найти авиационные репортажи, в том числе с…

  • Я гуляла

    Когда на улице хорошая погода и надо срочно поднять жопу, а идей нет, то получаются такие картинки. Где-то на Тверской светануло. 2 Автобус…

  • Главный военный храм

    Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации возводится в подмосковном парке «Патриот» к 75-летию Победы в Великой отечественной…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments