Марина Лысцева (fotografersha) wrote,
Марина Лысцева
fotografersha

Как устроен "Заполярный"

Первый в мире арктический транспорт ледового класса в своё время произвёл революцию в арктических перевозках.
Арктический контейнеровоз "Заполярный", он же дизель-электроход проекта Aker ACS 650 (тип Норильский никель) длиной 169 метров, весит почти 20 тысяч тонн. Назначение: перевозка контейнеров, массовых грузов в трюмах по северным и арктическим водным путям без ледокольной проводки.
То есть это не совсем ледокол, но во льдах пройти сумеет! Не во всех, конечно, но тем не менее...

Посмотрим, как он устроен.
LYS54045



Северный морской путь - сеть полярных маршрутов, открывающая доступ к арктическим территориям России, до сих пор изолированным от сухопутных транспортных магистралей.
Наша страна осваивает эти морские трассы многие десятилетия и сегодня "Норникель" продолжает развивать СМП вместе со страной.
Компания взяла курс на транспортную независимость и приступила к строительству собственного флота в 2005 году.
LYS53945


Прежде, чем строить судно ценой 120 млн. долларов, исследовательская фирма Aker Arctic, специализирующаяся на разработке арктических технологий, и соединяющая в себе ледовый испытательный центр и кораблестроение, испытала модели ледокола в различных ледовых условиях.

На первом построенном судне - дизель-электроходе "Норильский никель" был поднят государственный флаг России в апреле 2006 года.
Сегодня в распоряжении компании пять контейнеровозов ("Норильский никель", "Заполярный", "Талнах", "Надежда", "Мончегорск"), танкер "Енисей" и портовый ледокол "Дудинка". Этот флот полностью обеспечивает все транспортные операции "Норникеля".
LYS54109


Главным в ледоколе являются три момента: усиленный корпус, клиновидная форма и достаточная мощность, чтобы разбивать толщу льда.
Обычным кораблям нельзя даже касаться льдин, а ледоколы способны прокладывать каналы шириной до 50 метров.

Ледоколы используют инерцию движения, чтобы сходу "выползать" на кромку льда. Ледокольный нос специально предназначен для размалывания льда. Он имеет форму клина, образующего с поверхностью льда угол около 20 градусов.
При движении ледокола нос наползает на кромку льда, пока тот не ломается под весом судна. Сломанный лёд подминается боковыми "скулами" ледокольного носа.
LYS54107


Проект Aker ACS 650 имеет революционную конструкцию.
Новейшая пропульсивная установка и корпус двойного действия позволяют ему перевозить грузы и ломать лёд.
LYS54025


Большинство кораблей ходит носом вперед, а наш контейнеровоз в ледокольном режиме идёт по тонкому и рифлёному льду кормой вперёд или назад.
При движении назад мощности судна достаточно для прохождения льдов толщиной до 1,7 метра.
LYS54103


На лёгком льду или на открытой воде судно разворачивается на 180 градусов и плывёт дальше традиционным образом - носом вперёд.
LYS54102


Что же такого уникального в конструкции нашего контейнеровоза?
На большинстве ледоколов гребные винты установлены на корме и на носу судна, а наш дизель-электроход "Заполярный" оборудован винторулевым комплексом Azipod, который позволяет реализовать концепцию судна двойного действия (Double Acting Ship).
LYS54036


В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна и вращение передается на движитель (винт) посредством промежуточных валов, иногда через редуктор.
Винто-рулевая колонка Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы.
LYS54034


Отказ от промежуточных элементов пропульсивной системы позволил исключить потери энергии, возникающие в них при передаче энергии с вала двигателя на винт.
map


Ручка управления Азиподом слева внизу.
LYS54041


На полноповоротном электромоторе Azipod установлен 4-лопастный гребной винт диаметром более 5,5 метров, который может действовать в качестве руля, умея поворачиваться на 360 градусов вокруг вертикальной оси, обеспечивая маневренность ледокола.
При этом радиус разворота составляет всего 300 метров, в то время как обычному контейнеровозу монадобится не менее 500 м.
LYS54038


Конструкция и ледовые усиления корпуса позволяют преодолевать гладкий лёд толщиной до 1,7 метра и рифлёный (барьерный) лёд толщиной до 15 метров со значительно меньшей установленной мощностью (13 МВт) и более низкими энергозатратами, чем обычное дизельное судно с аналогичным весом и конструкцией корпуса.
LYS54033


Рубка обеспечивает полный круговой обзор.
LYS54039


Пройдёмся по "Заполярному".
На судне четыре трюма, оборудованные люковыми закрытиями, машинное отделение и надстройка, расположенная в корме, с рубкой, обеспечивающей полный круговой обзор.
LYS54031


Корабль построен на верфи в немецком Висмаре (помните, я там была летом?) в 2008 году, на постройку ушло 11 месяцев.
LYS54101


Aker ACS 650 может ходить по скованным льдами арктическим маршрутам без сопровождения круглый год.
Отсутствие необходимости фрахтовать отдельный ледокол позволяет его владельцам сэкономить миллионы денег.
LYS54028


Контейнеровозы не только поддерживают навигацию на главных транспортных артериях, но и круглогодично обеспечивают полярные исследовательские станции.
Даже первые полярные исследователи использовали корабли, усиленные для хождения во льдах - они оборачивали корпуса корабля стальными листами, обивали нос, корму и киль стальными листами.
LYS54105


Надстройка с мостиком находится на уровне 5-этажного дома, подняться в рубку можно как по лестнице, так и на лифте, который находится за этой дверью.
LYS54098


При входе всем выдали бахилы - чистота на судне почти как в операционной.
LYS54075


Спускаемся в машинное отделение, это самое жаркое место на корабле, температура воздуха около +30.
Внизу гудят три двигателя, капитан для масштаба.
LYS54087



LYS54095


Во время работы Aker ACS 650 сжигает до 25 тысяч литров дизельного топлива в час. Поэтому ему нужно заправляться перед каждым переходом. Это дорогой и неудобный недостаток, но он неизбежен.
LYS54088


А вот атомным ледоколам заправляться приходится очень редко, они могут оставаться в море до года. Кстати, в России восемь атомных ледоколов.
LYS54077


Большая часть минеральных ресурсов России находится у закованных во льды арктических берегов, поэтому ледоколы жизненно важны для России. Эти корабли должны плавать в холодных морях, чтобы охлаждать реактор, поэтому они никогда не заходят в южное полушарие, т.к. им пришлось бы проходить через жаркие тропики.
LYS54078


ТТХ "Заполярного"

Длина, м: 169.0
Ширина, м: 26.5
Осадка, м: 10.0
Высота борта, м: 14.2
Валовая вместимость, т: 16994...17029
Дедвейт, т: 18339
Водоизмещение, т: 29136
Контейнеровместимость, TEU: 650
Количество и мощность ГД, кВт: 3×6000
Марка ГД: Wärtsilä W12V 32B3
Скорость, уз: 15.5
Количество палуб: 2
Количество переборок: 7
Количество и (суммарная) кубатура сухогрузных трюмов, м³: 1×1776; 2×6539; 1×4616
Количество и грузоподъёмность кранов, т: 2×45.0 (первоначально т/х "Надежда"; с 2011 года — Норильский никель и Талнах)
Пассажировместимость, чел: 6
Команда судна 19 человек.

LYS54079


Сочетание судоходных качеств дизель-электроходов с опытом капитанов и сервисом обеспечения навигации в ледовитых морях позволяет самостоятельно, без поддержки ледоколов, круглый год работать на западном участке СМП и пять месяцев в году автономно передвигаться в восточном секторе Арктики.
LYS54082


Клинкетная дверь, она же водонепроницаемая переборка.
В случае опасности перевести рычаг управления в положение "Закрыто". При этом сработает звуковая сигнализация и дверь, приводимая в движение гидравлическим электронасосом, начнёт закрываться.
LYS54085


Пульт контроля за агрегатами в машинном отделении.
LYS54065


Мастерская.
LYS54094


Каюта капитана Дмитрия Бердникова (он на фото выше).
LYS54056


Пассажирская каюта.
LYS54060


Рабочие места дежурного смены и помощников капитана на мостике.
LYS54042


С мостика вид на 360 градусов.
LYS54043


Порт Дудинка.
LYS54053


Зима в районе Дудинки составляет 235 дней.
Средняя температура июля +12, января: -28С. Абсолютный минимум -57. Длительность полярной ночи 45 суток, полярного дня — 68 суток.
LYS54040


На мостике небольшая зона для приготовления чая-кофе.
LYS54047


Подставка-скатерть тоже тематическая.
LYS54046


Библиотека+спорт.
LYS54058


Всё, что осталось от той самой бутылки, которую торжественно шарахнули об новый борт.
LYS54059


Столовая.
LYS54066


На каждом столе набор витаминок и приправ.
LYS54067



LYS54069 LYS54070


Спросила у капитана, какой завтрак у него любимый. Говорит, что тот, который с яичницей...
LYS54071


Спортзал на корабле.
LYS54072



LYS54061


Прачечная.
LYS54097


Она же и гладильная.
LYS54096


Сауна.
LYS54074


Бассейн.
LYS54073



Движение судна в арктических льдах - искусство особое. Ледовые поля, скованные торосами, способны остановить любое судно и ледоколы должны быть способны проходить в любых суровых условиях.
"Заполярный" готов в очередной раз отправиться в покрытые льдами моря Арктики. Пожелаем ему удачи и тонкого льда!
LYS54113

Спасибо за экскурсию капитану Дмитрию Бердникову и вообще "Норникелю"!


Подписываемся на лучший авторский авиационно-космический инстаграм и второй про пейзажи и котят.
Также подписываемся на мой Яндекс-дзен.
Теперь ещё и на телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые себяшки заметки, которых нигде не увидите




Tags: инструкция по применению, корабли, путешествия, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рамзан и король посетили Суперджет

    Король Бахрейна и Рамзан Кадыров изучили Sukhoi Superjet 100, которые демонстрируется на авиабазе Сахир в рамках авиашоу Bahrain International…

  • Авиасалон в Бахрейне, день первый

    Продолжим осмотр экспонатов авиационной выставки в Бахрейне, которая открылась вчера на авиабазе Сахир. Полёты сюда не влезли. Пробежимся по…

  • В Бахрейне началось!

    На салоне традиционно не очень хороший интернет, хотя в гостинице и вообще в городе отличный. Видимо, как и у нас на МАКСе зашкаливает количество…

  • А вот у нас в Бахрейне...

    Такая картинка сейчас. А вот что было пораньше днём: свежее Домодедово. Алюминиевые огурцы на бетонном поле. На старую полосу…

  • Мотор Сiч ушёл к китайцам

    Украинская компания "Мотор Сич" и китайский промышленный консорциум Skyrizon Aviation построят в КНР завод по выпуску двигателей для…

  • Последний Ил-96 покинул Домодедово...

    И улетел на вечный покой в Жуковский, где, как показывает практика с предыдущими бортами, ничего с ним дальше не случится. Освободил занимаемую…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →