Марина Лысцева (fotografersha) wrote,
Марина Лысцева
fotografersha

Молния! Переезд!

Самолёт "Молния-1" разработки НПО "Молния" вчера сменил место проживания - из Жуковского усилиями волонтёров борт переехал в авиационный музей в Монино.
Этот даже не серийный, а опытный экземпляр тихо ржавел в Жуковском на территории ЭМЗ. Лично видела его в 2003 году на том же месте, откуда он вчера переехал.

molnia 24



"Молния-1" – легкий многоцелевой самолет разработки НПО "Молния" рассчитан на 4-5 пассажиров и предназначен для массового индивидуального использования, деловых полетов, транспортирования грузов и использования в народном хозяйстве.

Найденная информация о разработке достаточно противоречива. Самолёт разрабатывался в довольно проблемные годы, в конце 80-х, первый полет состоялся 18 декабря 1992 г. Хотя, некоторые источники утверждают, что он полетел гораздо раньше - 1988-89 гг.
molnia 02


На ЭМЗ говорят, что Молния находится у них с 1989 года, конкретно этот самолет участвовал в программе испытаний оборудования для "Бурана" и частично для системы "Спираль". На него устанавливались различные комплексы, которые в итоге собрали в систему автоматической посадки (!).
molnia 07


Конструкторы хотели создать легкий, компактный самолет, позволяющий прощать ошибки пилотирования на малых скоростях, поэтому "Молния-1" имеет очень необычную аэродинамическую компоновку, сейчас ею никого не удивишь, а для конца 80-х это было новаторством - двухбалочная схема с тремя несущими плоскостями.
molnia 06


За счет большого количества несущих плоскостей самолет получается легче и компактней, при этом, как правило, при потере скорости на такой схеме срыв потока происходит на переднем оперении, с потерей подъемной силы и последующем опусканием "носа" и выходом на меньшие углы атаки. Примерно то же самое наблюдается у аэродинамической схемы "утка", но эта схема гогораздо стабильнее и проще в управлении.
molnia 05


Использование трех несущих поверхностей и распределение подъемной силы между ними призвано было уменьшить бы габаритные размеры самолета и массу конструкции. Самолет оснастили двигателем М-14ПМ-1 (360 л.с.), хотя вариантов оснащения другими двигателями тоже было немало.
molnia 09

Серийное производство планировалось на Самарском авиазаводе АО "Авиакор". Предварительно были получены заявки на поставку свыше 300 самолетов. Увы, планам по производству уникального триплана не было суждено осуществиться. На АО "Авиакор" запустили в производство серию из 20 самолетов. Но в итоге были построены лишь 4 летных экземпляра "Молнии-1", и то, не до конца оборудованные. В дальнейшем положение с производством не изменилось, завод продолжал испытывать большие затруднения финансового характера с комплектацией собираемых самолетов. Проект "Молния-1" так и остался экспериментальным.
molnia 10


Идея перемещения "Молнии-1" в Монино появилась случайно. Волонтеры давно общаются с мясищевцами насчет реставрации уже находящихся в музее М17, 3М и других мясищевских машин. В один из визитов выяснилось, что есть целая площадка со списанными самолетами, которую надо бы освободить, а утилизировать машины не хотелось. Соственно, передача в музей стала лучшим решением.

Летом группа волонтёров неоднократно выезжала на место и начала готовить самолёт к транспортировке: демонтировали обтекатели шасси и консоли, чтобы не повредить при перевозке и уменьшить габариты.
molnia 01


На прошлой неделе проверили состояние колёс, определили центровку и способ строповки при погрузке.
molnia 08


Сняли лишние детали, чтобы не повредить их при транспортировке.
molnia 03


Очень много времени ушло на разные согласования и маршрут, потому что самолет и хоть и маленький, но все-таки негабарит. Буквально в понедельник получили разрешение на перевозку и вот в четверг всё состоялось.
molnia 16


Итак, часть первая утренняя – погрузка. Десант монинских волонтёров прибыл вчера в ЛИИ к 9 утра. Чтобы выкатить "Молнию", пришлось немного подвинуть соседний Л-39.
molnia 12



molnia 13



molnia 15



molnia 17



molnia 19



molnia 20



molnia 39


molnia 22



molnia 14



molnia 23


Были определенные сложности с центровкой машиины и расположением ее на грузовике. Волонтёры рассчитали и изготовили специальную металлическую раму, на которой закрепили самолет.
molnia 18


Погрузили путешественницу на КАМАЗ, под фюзеляжем потом отлично уместились консоли, которые сняли ещё летом.
molnia 25



molnia 27



molnia 26



molnia 28


Аккуратно принайтовили, установили светодиодную сигнализацию – груз-то негабаритный. И в путь!
molnia 29


С проходной ЛИИ стартовали в 13:30. Длина маршрута через МКАД составила около 70 км, продолжительность – 2,5 часа. Заказали сопровождение, с мигалками, всё как погалается. Ехали через волгоградку, МКАД и Горьковское шоссе.
molnia 33


Один раз останавливались проверить, не разболтались ли крепления – всё было ок. Добрались без приключений.
molnia 36


Погода от яркого солнца до проливного дождя поменялась раз восемь за это время.
molnia 38


Такие родные монинские пейзажи.
molnia 31


Завтра самолет начнут дособирать в ангаре. "Молнии" требуется ремонт, самолёт разукомплектован, кое-где есть повреждения, требующие клёпки, "прожёвана" резина. Кстати, резину неожиданно нашла компания DEXTER, за что им большой респект, так что в самом ближайшем будущем самолет уже будет уверенно кататься на своих колесах.
molnia 34


Все работы привычны и знакомы, основная проблема теперь заключается в поиске необходимого мотора М-14П (АИ-14) и винта МТВ-9 - это достаточно редкий и дорогой винт, выпускались они не так давно и списанных пока не нашли.
Чуть позже список дополнится приборным оборудованием. Если найдётся документация, то попробуют что-то восстановить своими силами.
molnia 40


Прибытие. На стропах крана "Молния" ещё раз поднялась в небо.
molnia 35


В Монино "Молния" обрела новый дом и здесь ей будет хорошо.
molnia 37


Что касается сроков установки "Молнии" на эспозицию, то работы предстоит еще много. В связи с тем, что ребята могут работать только по субботам, это минимум вся зима, весна и дай бог, чтобы летом что-то получилось. Волонтёрма понадобятся время и средства, чтобы привести его в экспозиционный вид. Процесс можно ускорить, если в ближайшее время найти двигатель, винт и приборное оборудование.


Также в наших силах ускорить процесс, переведя посильную помощь на счёт авиареставраторов.

Реквизиты:
Сбербанк: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
Счёт в Альфа-Банке
Получатель: Сидорчук Владимир Александрович
Номер счёта: 40817810106050019660 (RUR)
Банк получателя: ОАО «Альфа-Банк»
БИК: 044525593
Кор. счёт: 30101810200000000593
ИНН Банка: 7728168971
КПП Банка: 775001001


За фотографии спасибо Нине Аксариной, Виктории Струц, Михаилу Грибовскому и Артуру Саркисяну.



Tags: авиамузей, авиация, ретро, самолет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Москва. Утро. Холод.

    Немного попсы из вчерашней прогулки на рассвете. Вдоль ГУМа установили новые гранитные клумбы для деревьев, пока блестящие и не засиженные.…

  • Напиться в Шереметьево. Лайфхак

    Часто вижу жалобы в соцсетях на жадность аэропортовых торговцев. Бывает, что в аэропорту ценники на простую воду зашкаливают так, что диву даёшься.…

  • Угол обзора

    Многие, конечно же, видели, как меняются пропорции лица, если смотреть на него вблизи, а потом с расстояния в несколько метров. Тёлочки любят…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments