На этот раз из Внуково во Внуково полсотни пассажиров полетели на "свистке" Ту-134 авиакомпании "Космос", а в промежуточном аэропорту Жуковский еще 20 человек прикоснулись к легендарному Ту-144 - пожалуй, самому красивому из отечественных гражданских самолётов.

Ту-134 RA-65726 совершил первый полет в 1981 году и до сих пор трудится в "Космосе".

В ходе экскурсии участники совершили часовой обзорный облет Москвы, после чего помахали нам крылом над самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой в Международном аэропорту Жуковский, она же аэродром ЛИИ им. Громова.

Ту-134, один из самых массовых в Советском Союзе пассажирских самолетов, встретить на регулярных линиях сегодня практически невозможно.

Пошёл на посадку.

Имеет ли смысл представлять Ту-144?
В 1960-х годах в мире существовало убеждение, что будущее гражданской авиации за сверхзвуковыми самолетами. Существовало множество проектов подобных лайнеров, однако до стадии практической эксплуатации дошли лишь два — англо-французский "Конкорд" и советский Ту-144.
"Конкорд" эксплуатировался с 1976 по 2003 годы. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров.
История эксплуатации отечественного сверхзвукового лайнера получилась куда короче.
Свой первый полет на стадии испытаний Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, опередив конкурента на два месяца. Он также стал первым пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер — это произошло в июне 1969 года.
Уверенную поступь самолета нарушила катастрофа на авиасалоне во французском Ле Бурже в 1973 году. Ту-144 упал во время демонстрационного полета. Погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле.

И без того медленно продвигавшиеся летные испытания на время остановились. Инженеры продолжали вести работу сразу над двумя модификациями лайнера — Ту-144 и Ту-144Д (дальний), что еще более осложняло задачу.
До стадии эксплуатационных испытаний добрались в декабре 1975 года. На трассе Москва-Алма-Ата происходили тренировки экипажей и служб аэродромного обеспечения. Полеты выполнялись раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами.
29 октября 1977 года Ту-144 получил сертификат летной годности, получив право на пассажирские перевозки.
А через три дня 1 ноября состоялся первый рейс и советское телевидение сообщило о начале сверхзвуковых пассажирских перевозок на линии Москва-Алма-Ата.

Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты "Аэрофлота" были только вторыми пилотами.
Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее.
Всего было построено шестнадцать Ту-144, из них осталось семь целых (относительное понятие). Два в Жуковском, один в Монино, один в Самаре, один в Казани, один в Ульяновске и один в немецком Зинсхайме.

Тем временем Ту-134 приземлился и уже заруливает на перрон аэропорта Жуковский.

И получает приветственную водяную арку.


Поставили на дальнюю стоянку.



Оранжевые жилеты на тех, кто прилетел, а желто-зелёные выдали тем, кто приехал посмотреть на самолёты в Жуковский.



Экскурсия с авиационным гидом.

Лохматушки из металлической проволоки нужны самолёту для избавления от статического электричества в полёте.

Проще говоря - стекатели.

Сдвоенное шасси.





Не знаю.





Очередь на посещение.

В инстаграме по хештегу #полетрадиполета можно ещё фоточки увидеть.


Тот самый иллюминатор.

Первый салон.

Второй салон.


Успели ли попасть в кабину все желающие?



А теперь едем встречать суперсоник.


На мгновение создалось впечатление, что Ту-144 сейчас прикатят, в него зайдут пилоты и он отправится в полёт.

Есть в нём что-то от муравья?

Уникальной особенностью Ту-144 являются выдвижные крылышки в носовой части самолета - ПГО (переднее горизонтальное оперение). Они помогали существенно увеличить маневренность и снизить скорость при посадке.

Иллюминаторы из оргстекла со временем потеряли прозрачность и стали коричневыми. Только остекление лобовых стекол у пилотов осталось...

Недавно авиалюбители спорили, что использование инговых окончаний это издевательство над русским языком - вставляют него, куда ни попадя.
Например, #лысцинг. Но это не я придумала) Лужу увидел - лови отражения.

Арка для Ту-144 - уникальное событие. И оно по большей части касается тех людей, кто помог сохранить самолёт и работает над его восстановлением.

Кстати, напомню, что в Монино уже который год с

Привязка к аэропорту.


Последний раз Ту-134 и Ту-144 одновременно стояли рядом друг с другом перед терминалом пассажирского аэропорта ровно 40 лет назад – летом 1978 года.
Именно тогда была прекращена коммерческая эксплуатация Ту-144.


А кто это там из кабины машет?

Да это же

И ещё один


И ещё ракурсов разных.

Белый самолёт с синей полосой + голубое небо. И девушка Любовь в тех же цветах... Совпадение?
















"Хранитель" Ту-144 Амелюшкин Алексей Николаевич.







Мероприятие уже подходило к концу, когда появились бортпроводники "Уральских авиалинии". Их удивлению и восторгу не было предела. Как в кино!


Всем спасибо, все свободны (по клику более приличная фотка).

Вот такая красота.
Спешно подписываемся на лучший авторский авиационно-космический инстаграм и второй про поездки, пейзажи и котят.
В инстаграме часто можно увидеть прекрасные картинки, которых нет в живом журнале.
А также подписываемся на мой Яндекс-дзен. Там всё то же самое, только без комментариев.
Теперь ещё и на телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые заметки.
Journal information