Марина Лысцева (fotografersha) wrote,
Марина Лысцева
fotografersha

Сокрушающий льды!

Россия владеет самым мощным ледокольным флотом в мире: у нас есть 4 атомных ледокола, один контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Это вам не комар чихнул!
Задачи этой мощной флотилии действительно стратегические: ледоколы поддерживают стабильную работу Северного морского пути, а также обеспечивают доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Они возят норильскую руду, архангельский лес, северный завоз и отработанное ядерное топливо.

Свои ледокольный флот есть у США, Канады, Финляндии и Швеции. Но ни одна страна в мире не располагает такими возможностями работы во льдах, как наша. Мы убедились в этом, побывав в сердце российского атомного флота – на базе ФГУП "Росатомфлот" и ледоколе "50 лет Победы".
Атомный ледокол 50 лет Победы


Базу "Ростатомфлота" видно издалека: на фоне сопок словно выстроился арктический "конвой" из ледоколов, который защищает авианосец "Адмирал Кузнецов". Ну, здесь он с "гуманитарной миссией" - встал почистить перышки перед летней работой в Средиземном море.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Первым делом нас пригласил к себе в кабинет Мустафа Кашка - первый заместитель Генерального директора и главный инженер, и рассказал, каким будет ледокол будущего и что должен уметь его капитан.



"Атомный ледокольный флот пережил три этапа развития, - рассказывает он, - Первый этап – это ледокол "Ленин". Второй этап начался в 70-х годах со спуском ледоколов "Арктика", "Сибирь" и "Россия". Потом были два мелкосидящих ледокола. Мы считаем их "мелкосидящими" потому, что просто у больших 75 000 лошадиных сил, а у них 50 000.
Они были построены для речной проводки судов, прежде всего, для Енисея. Этот этап связан с развитием Норильского промышленного региона". Третий этап, который наступил, связан с развитием углеводородной энергетики.

Сейчас подписаны три контракта на строительство трех атомных ледоколов, которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и это будут ледоколы нового поколения", - уточнил Кашка.



Активное освоение Севморпути иногда связывают с глобальным потеплением и таянием льдов. Но главный инженер не совсем согласен с этим: "Цикличность таяния льдов была всегда. Моряки-ледокольщики четко знают: если, к примеру, в западном секторе обстановка суровая, то на востоке будет получше, и наоборот. Двухлетнее колебание подтаивания льдов существовало всегда".



Освоение Арктики на самом деле прежде всего связано с совершенствованием технологий.
Давайте вспомним: если раньше нам самолет сбрасывал тубусы с картами на лед, то теперь спутниковые электронные карты позволяют посчитать каждого моржа на лежанке. Изменились технологии касательно знания льда, его воздействия на корпуса судов. "Нам, ледокольщикам, важно, какой канал за тобой остается, чтобы заднеидущее судно не билось об осколки. Ведь ледокол давит массой".

Разумеется, Мустафа Кашка прав: одних только видов льдов существует несколько десятков: морской, губчатый, глетчерный, ледяные поля, сморози и даже ледяное сало!




Почему на ледоколы ставится атомная установка? Любопытно, что кроме подводных лодок изначально рассматривалась также два варианта установки ядерной установки – на китобойных базах (тогда промысел был разрешен) и на судах. В итоге остановились на судах. Атомная установка необходима там, где нужна длительная автономность.

"Мой личный рекорд - год автономного пребывания в море. Мы вышли в море на ледоколе "Арктика" 3 мая 1999 года и впервые зашли в порт 4 мая 2000 года, было две смены экипажа. Там, где нужна мощность более 30 000 лошадей, и где требуется автономность, атомная энергетика наиболее эффективна".
К примеру, для судна мощностью 75 000 л.с., оснащенного дизелем, понадобилось бы 350 – 400 тонн органического топлива в сутки. То есть в месяц сжигался бы хороший танкер. Но, в любом случае, цифры тут – не главное.



Атомный флот не может быть источником дохода. Это чисто инфраструктурный проект. Он дает новые возможности для развития. А Севморпуть – это национальная транспортная магистраль.



Что же требуется от капитана в первую очередь и кто достоин ходить и командовать атомным гигантом, вспарывающим лед?
Раньше в характеристике моряков была отметка: "Морские качества: хорошие". Оценивалось все, в том числе и работа в замкнутом коллективе, но основные требование – воля и умение работать с людьми.
Атомный ледокол 50 лет Победы


На борту ледокола "50 лет Победы" нас встречает Дмитрий Викторович Лобусов, настоящий капитан, атомный морской волк и, как оказалось, наш коллега по живому журналу - dmitry_v_ch_l.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Он показывает нам все судно - от капитанского мостика до его атомного сердца.



"50 лет Победы" - крупнейший в мире атомный ледокол (проект 10521) и гордость России. Заложен был под именем "Урал" 4 октября 1989 года на Балтийском заводе в Ленинграде, а вот в эксплуатацию введен только в 2007 году. Тогда попросту не хватило денег на строительство...
Атомный ледокол 50 лет Победы



Атомный ледокол 50 лет Победы


1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Российский флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки - Мурманск.
Атомный ледокол 50 лет Победы


30 июля 2013 года на судно участвовало в сотой экспедиции к Северному полюсу. 85 раз верхушку планеты посещали российские ледоколы, 15 раз — иностранные.
Всего на Северном полюсе было 118 судов. И "50 лет Победы" - в их числе.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Этот ледокол класса "Арктика" не просто красавец, а еще и силач: его мощность – 75 000 лошадиных сил, а водоизмещение 25168 тонн.
Длина 159,6 метров, ширина 30 метров, высота надводного борта 17,2 метра, а средняя осадка равна 11 метрам.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Как и самолеты, корабли также имеют свои регистрационные номера, по которым их можно отслеживать на морском "флайтрадаре".
Официальный позывной ледокола "50 лет Победы": Uniform Golf Yankee Uniform.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Для тех, кто не знаком с фонетическим алфавитом:
Атомный ледокол 50 лет Победы


Поскольку судно постоянно маневрирует во льдах, на вахте всегда стоят 3 человека: вахтенный матрос, вахтенный помощник и старший помощник капитана. На ледоколе их три, в то время как на всем флоте старпом у капитана может быть только один.
Мы были за несколько дней до выхода ледокола в море, поэтому пока здесь пусто.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Рубка снаружи.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Машинный телеграф — устройство для передачи из ходовой рубки судна в машинное отделение команд изменения режима работы двигателей.
Рукоятки управляют частотой вращения винтов, каждая имеет 41 положение - 20 вперед, 20 назад и стоп.
Перевод винтов из "Полный вперед" до "Полный назад" (реверсирование) занимает всего 11 секунд.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Олег пробует штурвал на месте рулевого матроса - ледокол управляется довольно легко.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Обратите внимание на карниз для шторки вокруг места вахтенного помощника, где он делает записи в журнал.
Когда ледокол идет в ночи, свет на мостике не включают, чтобы было видно, что происходит снаружи. Поэтому рабочее пространство отгораживается шторкой, чтобы свет лампы не мешал.
Атомный ледокол 50 лет Победы



Атомный ледокол 50 лет Победы


Радиорубка.
Атомный ледокол 50 лет Победы



Атомный ледокол 50 лет Победы


Расчетная толщина льда, которую позволяет преодолевать мощность в 75 тысяч лошадей - 2,8 метра, то есть он перетирает в крошку даже многолетний паковый лед. На ледоколе применена ложкообразная форма носовой оконечности, которая позволяет разбивать лед так, чтобы он не мешал проводимым судам: ледокол как бы наваливается или "наплывает" на лед и попросту его ломает.

Атомный ледокол 50 лет Победы


Толщина борта у ледокола самая толстая среди ледоколов класса "Арктика" - 5 сантиметров (у других на полсантиметра меньше).
Его киль частично покрыт слоем нержавеющей стали, чтобы уменьшить коррозию и трение.

Голубым обозначены балластные отсеки, куда можно закачать воду, и быстро перекачивать её кормы на нос и обратно. Это необходимо, если ледокол застрянет во льдах. Тогда перекачиванием балласта судно "раскачивают" как застрявший в бревне топор, и оно освобождается из ледяных оков.
Схема крупнее по клику.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Зал управления атомными реакторами - небольшая АЭС.
Сами реакторы снимать было нельзя, но выглядят они почти так же, как на "Ленине".
Атомный ледокол 50 лет Победы


Атомный ледокол можно со всей серьёзностью назвать пароходом! Потому что работает он на пару.
Атомный реактор нагревает «грязную» воду, та через теплообменник передаёт тепло «чистой» воде, она превращается в перегретый пар, который крутит турбины. Турбины крутят генераторы, которые вырабатывают электричество. И оно, помимо прочего, идёт на электродвигатели, которые крутят гребные винты. На судне стоят два атомных реактора, общая мощность силовой установки: 75 000 л.с.
Атомный ледокол 50 лет Победы


А еще этот ледокол способен рубить лед винтами. Если пройти никак не получается, то ледокол разворачивается кормой и попросту рубит лед, как свежую морковку. "Возвращаясь обратно по каналу, можно видеть льды, отфрезерованные как half pipe. Для всего транспортного флота соприкосновение винта со льдом запредельно, а мы это делаем", - рассказывает капитан.

Вот, например, одна лопасть винта с человеком для масштаба.
А в белом цилиндре большая надувная лодка и запас средств выживания на несколько дней.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Мощность и возможности тоже впечатляют: "По 50-сантиметровому льду мы будем идти как по чистой воде", - говорит Дмитрий Лобусов.
К судну иногда подходят медведи. Однажды "50 лет Победы" простояло во льдах 40 минут, ожидая, пока непуганый медведь искупается в подтаявшем озерце и уйдет с пути.

Якорь.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, он еще и возит туристов на Северный полюс, посещая заповедный архипелаг "Земля Франца-Иосифа".
Атомный ледокол 50 лет Победы


В круизе на борту для туристов работает ресторан, спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон. Есть система спутникового телевидения.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Один из примеров меню на неделю.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Бар находится под мостиком этажом ниже и свободное время туристы обычно проводят здесь.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Палуба с каютами.
Атомный ледокол 50 лет Победы



Атомный ледокол 50 лет Победы


Аварийные дыхательные устройства разложены по всему кораблю на всякий пожарный случай.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Одна из кают, здесь можно жить как одному, так и двоим пассажирам, но тогда кому-то придется спать на диванчике.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Путешествие на северный полюс доступно всем желающим, но стоит немалых денег: на сегодня около 30 тысяч $.
В цену входит проживание, питание, развлечения (кроме напитков в баре).
Атомный ледокол 50 лет Победы


Лестницы между этажами.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Конференц-зал, где однажды президент проводил совещание.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Музыкальные салон, в котором также проходят лекции.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Вода для бассейна берётся прямо из океана и её можно подогреть до нужной температуры.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Спортзал.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Тренажерка.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Попариться.
Атомный ледокол 50 лет Победы


У судна есть экологический отсек, специально оборудованный для утилизации отходов.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Также на ледоколе имеется опреснительная станция, благодаря чему судно совершенно не зависит от запасов пресной воды.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Каждый день можно производить до 120 кубометров дистиллированной чистой воды. Половина идёт на технические нужды, половина искусственно готовится до питьевой (путём подмешивания состава минеральных солей и т.д.). Таким образом, на судне никто не ограничивает пассажиров в потреблении воды.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Турбины, каждая из которых вращает одновременно три генератора, вырабатывающих переменный ток.
За ними выше находятся выпрямители тока.
Атомный ледокол 50 лет Победы


И все это гудит и грохочет...
Атомный ледокол 50 лет Победы


Внизу находится вал гребного винта, который крутит огромный электродвигатель. Всё это расположено ниже ватерлинии.
Атомный ледокол 50 лет Победы


На ледоколе есть своя ремонтная мастерская с полным набором металлообрабатывающих станков, столяркой и т.д.
Однажды мастера смогли выточить небольшую деталь для сломавшегося вертолета, сэкономив тем самым несколько недель.
Атомный ледокол 50 лет Победы


(:
Атомный ледокол 50 лет Победы


Своя прачечная.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Гладильное отделение.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Есть также химическая лаборатория, предназначенная для контроля водного режима, питьевой воды, анализа проб, контроля топлива и масел и т.п.Атомный ледокол 50 лет Победы


Рабочий кабинет, в который ребята пристроили серп и молот со старого ледокола "Россия".
Атомный ледокол 50 лет Победы


Гальюн атомоходный классический.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Глядя на этого черно-красного стального гиганта, сложно поверить, что первый ледокол был деревянным: судно "City Ice Boat №1" было построено в 1837 году для чистки льда в гавани Филадельфии. Затем был российский буксирный пароход "Пайлот", легендарный первый арктический "Ермак" и другие герои покорители-льдов.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Всего за с 1959 по 1991 год в Советском Союзе было построено восемь атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз. С 1991 года и по настоящее время в России были построены еще два атомных ледокола: "Ямал" (1993 г.) и "50 лет Победы" (2007 г.) Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс. тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.
Атомный ледокол 50 лет Победы


Посетить "50 лет Победы" в порту почти невозможно. Экскурсий не проводится. Но бывают «дни открытых дверей» в Атомфлоте, нужно подать коллективную заявку и мониторить их сайт и соцсети.

Спасибо "Росатомфлоту" за предоставленную возможность увидеть всё своими глазами, а капитану отдельное спасибо за прекрасную экскурсию!



Наши партнеры:





Tags: корабли, настоящие мужчины, не самолетами одними, путешествия, реклама, репортаж

Posts from This Journal “репортаж” Tag

  • Про меня

    Лысцева Марина, авиационный фотограф, который любит путешествовать и учится фотографировать не только самолёты. Здесь выкладываются авиационные…

  • День взятия Бастилии не впустую, а сегодня еще лучше!

    Целыми днями фотографируем, нет времени, чтобы выложить нормальный отчет. Нахрена мне столько фоток??? Не знаю, что будет в…

  • Что вы еще не видели в Ле Бурже

    Тут подборка всякой всячины, в том числе пара новинок, беспилотники, машинки и вооружение. Почти всё кликается на большой размер и бессовестно…

  • Гей-парад в Париже

    Сегодня в Париже проходит гей-парад. Это юбилейная сороковая манифестация, участники которой прошли от площади Конкорд до площади Республики, где…

  • Первый день Ле Бурже

    День был жарким, было много беготни и самолетов. Участие в выставке принимают 47 государств, в том числе и Россия. Правда, в этом году наша страна…

  • Дроны набирают обороты

    В Москве прошёл финал Кубка чемпионов HD, организованного НП ГЛОНАСС. Всего в основные соревнования прошли 35 пилотов из 68 зарегистрировавшихся. В…

promo fotografersha april 28, 2016 09:00 505
Buy for 50 tokens
Сегодня в 5 часов 01 минуту и 21 секунду ракета Союз-2.1а стартовала с космодрома Восточный! Фантастическое зрелище! Я снимала с четырех камер, три из которых стояли удаленно и сработали от пульта с обратным отсчетом. При съемке ни одна камера не пострадала! Изначально старт ракеты-носителя…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments